КАРАТЭ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ


"Для тех, кто утверждает, что на планете царит мир и нет необходимости в военной мощи, я отвечаю: "Посмотрите на карту мира и перечислите, во многих ли местах в данный момент царит спокойствие...?". Более того, даже во время устойчивого мира никто не может знать, когда разразится война, поэтому военная подготовка всегда имеет большое значение. Это означает, что простым людям, как и посвятившим себя боевому искусству, следует обучаться боевым приемам. Для этого требуются инструкторы, и такие инструкторы должны иметь настоящий боевой опыт, который они должны разделить со своими воспитанниками".

Масутацу Ояма,
создатель стиля Кёкусинкай

 

Выдающиеся русские полководцы в своей военно-учебной деятельности много внимания обращали на подготовку войск к рукопашному бою. Так, в первом строевом уставе 1700 года "Краткое обыкновенное учение" были специально введены основы обучения владению огнестрельным оружием со штыком. Обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку в армиях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. В воинском уставе 1716 года в основу военной подготовки были заложены требования "...непрестанно тому обучать, как в бою поступать". В содержание обучения русских войск были включены: маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба, штыковой бой и морские учения (для флота). Важным видом физической тренировки была маршевая подготовка - длительное передвижение в полном снаряжении, форсирование встречающихся водных преград, в результате чего русские войска обладали высокой выносливостью и большими маршевыми возможностями (в 1710 году Семеновский полк из Москвы в С.-Петербург прошел со средней скоростью 45 километров в сутки).

Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что обеспечивала высокий уровень физической и психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделения в целом, что в конечном итоге решало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка - новая форма и средство повышения боевой выучки и физического состояния солдат. В ее содержание включалась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. Подвижные игры, народные и военно-прикладные состязания способствовали становлению особого морально-психологического духа, который всегда присутствовал в войсках А.В. Суворова. В 1859 году была выпущена книга "Правила для обучения войск гимнастике", в которой много места было отведено приемам рукопашного боя. На основе этой книги в 1861 году были изданы новые "Правила для употребления штыка в бою". В вышедшем в 1910 году книге "Наставление по обучению войск гимнастике" вошли упражнения с палками.

В русской армии XIX в. проводились соревнования по рукопашному бою, были известны английский и французский бокс, японское дзю-дзюцу, которое входило в программу подготовки юнкеров.

После 1917 года русская школа рукопашного боя продолжалась развиваться. В 1924 году вышло руководство "Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи", состоящая из десяти книг. Восьмая книга под названием "Способы защиты и нападения без оружия" включала приемы бокса и японского боевого искусства дзю-дзюцу. С 1931 года в программы по рукопашному бою были включены удары руками и ногами, броски и удушающие захваты, использование в качестве оружия прикладных средств. На базе этих приемов сложилась отечественная борьба самбо (САМозащита Без Оружия), ставшая популярным видом спорта в армии, обеспечивая хорошую подготовку военнослужащих к овладению приемами рукопашного боя.

Следует отметить, что в Вооруженных Силах СССР физической подготовке солдат и офицеров всегда уделяли должное внимание, чего не скажешь о современной российской армии. Опыт первой чеченской войны убедительно показал слабый уровень физической подготовки многих офицеров ВС и МВД РФ. Об уровне подготовки солдат в этой войне и вообще не стоит говорить. Годность призывников к военной службе за последние 10 лет снизилась на 20%. Практически каждый третий освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам и жертвам.

В связи с этим представляется целесообразным введение в программу подготовки старших классов общеобразовательных учреждений, в программу обучения курсантов военных и милицейских училищ, боевую подготовку солдат и командирскую подготовку офицеров обязательных занятий рукопашным боем со сдачей экзаменом и соответствующей отметкой в аттестационных документах. В этом, на мой взгляд, одна из первоочередных задач реформы армии и образования в современных условиях.

Автор сам, будучи в свое время Председателем клуба ВАД-каратэ Военной Академии имени Ф.Э. Дзержинского (ныне ВА имени Петра Великого), наблюдал, как деградируют в физическом плане офицеры и солдаты. Чтобы не быть голословным, приведу характерный пример из моего личного опыта. В 1997 году я, являясь председателем клуба ВАД-каратэ, в целях популяризации боевых искусств среди военнослужащих академии, пригласил чемпионов и призеров первенств Евразии и Кубка Мира Шарадзе В.Ю., Маряшина А.В., Колерову О.М. и др. для встречи с курсантами первых курсов. Следует отметить, что в этой академии "числились" многие чемпионы и рекордсмены Олимпийских игр и Первенств Мира: Сальников, Зимятов, Турищева и др. Однако за все то время, что я служил в академии (с 1985 по 1998 г.г.) ни разу ни с одним из них не была организована встреча, на которой они смогли бы поделиться своим опытом занятий спортом, личным жизненным опытом, наконец. А тут встреча с действующими чемпионами, демонстрация приемов защиты от нападения безоружного и вооруженного противника, рассказ о только что прошедшем Кубке Мира по каратэ Школы Дзёсинмон-Шоринрю. Однако заместитель начальника академии некий генерал Норенко, он же ответственный за спорт в академии, мало того, что сам не удосужился прийти на организованную встречу со спортсменами, так еще распорядился, чтобы курсанты первых курсов вместо встречи занимались черчением. Видимо, по его мнению, черчение для военнослужащего важнее, чем умение вести рукопашный бой. К чему приводит такой подход, наглядно видно на примере столичных офицеров, страдающих ожирением и, в большинстве своем, не способных даже один раз подтянуться на перекладине. Многие из этих офицеров в полной мере овладевают лишь методами подковерной борьбы.

Введение же в армии занятий каратэ будет способствовать "оздоровлению", как физическому, так и нравственному, многих солдат и офицеров. Такой опыт есть. И не без успехов, не без пользы дела. Такие программы действуют и в Китае, и в Японии, и в Корее. К примеру, в Японии в 1937 году было введено обязательное преподавание каратэ-до стиля Шотокан во флоте и войсках. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу обучения кадетов суворовских училищ, а дзю-дзюцу - юнкеров военных училищ. Поэтому я хотел бы предложить Министерству образования, Министерству обороны и Министерству внутренних дел ввести в программу обучения допризывной молодежи, курсантов, солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров дисциплину "Рукопашный бой". Школа Дзёсинмон-Шоринрю способна оказать помощь в этом деле, тем более что у нее есть большой опыт проведения занятий по каратэ с учащимися школ, курсантами и офицерами военно-учебных заведений.

А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено обучение приемам самозащиты от безоружного и вооруженного противника в течение аж 8 часов. А в школе Дзёсинмон-Шоринрю, стиль которой принят на вооружение сотрудниками МВД, обучать приемам противодействия вооруженному противнику учащихся школ начинают не ранее как после 8 лет занятий и получения квалификации 1 кю, т.е. овладения базовой техникой и умением вести поединок с безоружным противником. А к чему могут привести попытки применить "изученные" в течение двух часов приемов самозащиты от вооруженного противника, когда, по, мнению авторов программы и учебников по ОБЖ (Сюнькова и Ко), ученик или ученица могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет "мгновенно обезоружить" любого, посмелевшего это сделать, - об этом лучше и не думать. Автору стало не по себе, когда он первый раз прочитал об этих приемах и представил себе своих учениц 11-х классов, с которыми проводил занятия по физкультуре, - как они лихо выбивают ножи, да что там ножи - пистолеты из рук противника. Ведь преступники достают оружие не для того чтобы только его показать и уж, наверное, умеют с ним обращаться, если носят его с собой. Печальный опыт израильских спортсменов в 1972 году в Мюнхене наглядно это показал. А ведь эти спортсмены были не дилетанты, а являлись членами сборной страны по борьбе и боксу. Каратэ, как вид боевого искусства, в умелых руках может служить мощным средством и военно-патриотического воспитания молодежи. Не будем забывать, что каратэ возникло и развивалось в интересах обеспечения безопасности не только самого человека, но для защиты людей, проживающих на определенной территории. Оно служило оружием борьбы с завоевателями, оружием борьбы за независимость и свободу своей страны, своего народа. В этом плане необходимо подчеркнуть, что вся история России с момента ее образования как государства и до сегодняшнего дня была историей войн и вооруженных конфликтов. Не было ни одного года в истории нашей страны, в котором бы русские воины не воевали. И очень часто им приходилось и приходится сталкиваться с врагами в рукопашной схватке: и с татаро-монгольскими завоевателями, и с немецко-фашистскими захватчиками, и с чеченскими бандитами.

И если раньше русские воины полагались, в основном на свою природную силу, то сегодня, как правило, одной силы бывает недостаточно. Нужно уметь коварству врага противопоставить свою ловкость, быстроту, реакцию. И здесь неоценимую помощь оказывает искусство каратэ, искусство побеждать врага не только физически, но и используя психотехнику.

К примеру, в каратэ много внимания уделяют умению настраивать себя на победу, умению подавить в себе страх и сомнения по поводу исхода предстоящего поединка, обеспечивая, тем самым, готовность к действиям в экстремальных ситуациях. О том, какую пользу воинам во время боевых действий может принести умение самонастраиваться на победу, используя при этом способы применяемые в каратэ, я, думаю, говорить не стоит.

Много внимания в каратэ уделяется и воспитанию у занимающихся уважительного отношения к старшим, любви и преданности своему клубу, взаимопомощи. А где, как не в армии необходимы умение подчиняться, беспрекословно, точно и быстро выполнять приказы и приказания командиров и начальников? Где как не в армии требуются войсковое товарищество и взаимовыручка?

Огромную пользу людям в погонах каратэ способно принести тем, что на занятиях по каратэ учат внимательности, сосредоточенности, умению не упускать из виду мелочей. В армии это особенно важно для тех, кто имеет дело со сложной военной техникой, от правильного и внимательного использования которой зависит выполнение боевой задачи и жизнь многих людей. Даже умение повторять одно и то же действие сотни и тысячи раз подряд до его полного усвоения, чему учат в каратэ, играет важную роль для приобретения навыков военного дела, умения владеть оружием, управлять вооружением и военной техникой.

А такое качество каратэка, как умение проникнуть в замыслы противника, разве это не то качество, которое необходимо на военной службе?

Необходимо отметить, что, в отличие скажем от тхэквондо с его высокими ударами ногами или ушу с его упором на энергетическую установку, каратэ больше подходит для отработки действий воинов в реальной боевой обстановке. Автора, мягко говоря, удивили некоторые приемы рукопашного боя, взятые из тхэквондо и отрабатываемые по отражению нападения на часового в одном из военных вузов. Так, например, после ухода от удара нападающего, следовал круговой удар ногой в голову. Какой удар ногой в голову, выполняемый часовым? Он ведь не на татами и не в спортивной форме. Помимо того, что в летнее время на часовом поверх военной формы, как правило, надета плащ-накидка, а в зимнее - тулуп, так на нем еще и снаряжение весом несколько кг: автомат, подсумок с двумя магазинами, штык-нож. В этом плане каратэ, которое учит в боевой обстановке не наносить удары ногами выше пояса, я, думаю, в больше мере подходит для обучения рукопашному бою. Одним из преимуществ каратэ в плане подготовки специалистов по рукопашному бою для Вооруженных Сил является и то, что в отличие, скажем от бокса, кик-боксинга, айкидо, тхэквондо, ушу здесь не учат "благородному" обращению с противником, причинению ему минимального вреда. Например, в боксе, кик-боксинге, тхэквондо, ушу запрещено добивать лежащего противника, а в айкидо удары запрещены вообще. В каратэ же, наоборот, если противник упал, его необходимо добить и лучше одним ударом. Если в боксе, кик-боксинге запрещены удары в затылок, спину, пах, то в каратэ эти удары практикуются в полной мере. А как Вы думали? Ведь каратэ, это, прежде всего, боевое искусство, а на войне, как на войне. Здесь нет места сентиментальности, речь идет о жизни и смерти. В силу приведенных выше причин, каратэ, на мой взгляд, является необходимым и действенным средством подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. "Нельзя отрицать силу каратэ: все тело становится оружием, способным на то, что непосвященным кажется невозможным", - писал основатель стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма, и с этим трудно не согласиться.

 

Докторант Института теории образования и педагогики РАО

преподаватель-организатор ОБЖ школы № 136 г. Москвы

председатель спортивного клуба каратэ

кандидат технических наук, СНС,

подполковник В.Ю. Микрюков

 

Hosted by uCoz